ВИДЫ, СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ НА ЧЕРТЕЖАХ

Расположение изображений на чертежах

Чертеж предмета должен давать полное представление о форме изображаемого предмета, его устройстве, размерах, мате риале, из которого изготовлен предмет, а также содержать сведения о способах его изготовления. Вместе с тем чертеж предмета должен быть лаконичным и со держать минимальное количество изобра жений и текста, достаточных для свободного чтения чертежа, изготовления по нему детали и ее контроля.

Для лучшего понимания и чтения черте жи должны составляться по общим прави лам. Все требования к оформлению черте жей, а также условные обозначения, со держащиеся на чертежах, должны быть единообразными. Поэтому при составле нии чертежей необходимо руководство ваться основными положениями и прави лами ГОСТов «Единой системы конструк торской документации».

Все изображения на чертежах в зависи мости от их содержания разделяются иа виды, разрезы, сечения (ГОСТ 2.305— 68**).

Изображения предметов на чертежах об разуются с помощью прямоугольного про ецирования предмета на плоскости проекций

(--—

 

Рис. 65. Расположение изображений на чертежах: схема развертки плоскостей проекций, б — расположение видов предмета иа чертеже

При этом предполагается, что пред мет расположен между наблюдателем и соответствующей плоскостью проек ций.

Предмет должен располагаться относи тельно фронтальной плоскости проекций так, чтобы изображение на ней наиболее полно отображало форму и размеры пред мета при наилучшем использовании поля чертежа.

За основные плоскости проекций прини мают шесть граней куба (рис. 65, а). Предмет мысленно помещают внутри это го куба (заднюю его грань / принимают за фронтальную плоскость проекций) и стро ят проекции предмета на каждой грани. Если после этого развернуть грани куба до совмещения с фронтальной плоскостью /, как показано на рис. 65, б, то получим изображения предмета на шести плоско стях проекций.

На каждой плоскости проекций получа ется изображение обращенной к наблюда телю видимой части предмета; такое изо бражение называется видом. В зависи мости от направления проецирования

установлены следующие названия видов, получаемых на основных плоскостях про екций (рис. 65, а, б): на плоскости / — вид спереди (главный вид); 2 — вид свер ху; 3 — вид слева; 4 — вид справа; 5 — вид снизу; 6 — вид сзади, он может быть расположен слева от плоскости 4.

Названия видов на чертежах, выполнен ных в проекционной связи, не указывают. Чтобы уменьшить количество видов, до пускается на них показывать невидимые части поверхностей предметов штриховы ми линиями. Виды предмета должны быть увязаны между собой (рис. 65,6): вид сверху располагается под видом спереди, а виды слева и справа — на одном уровне с видом спереди (справа от него при взгляде на предмет слева и слева от него при взгляде на предмет справа).

При выполнении чертежа предмета ко личество видов должно быть наименьшим и в то же время достаточным для получе ния полного представления о предмете. Например, для изображения на чертеже плоской детали — пластины (рис. 66) можно ограничиться одним главным видом с указанием толщины детали на полке линии-выноски рядом с буквой s.

Рис. 66. Чертеж пластины, выполненный в одной проекции

Часто два вида вполне определяют фор му и размеры предмета. Если какая-либо часть предмета не может быть показана на этих видах без искажения ее формы и размеров, то применяют профильную проекцию (вид слева) или другой вид.

Для того чтобы правильно разместить изображения предмета и его частей на рабочем поле чертежа, необходимо:

выбрав масштаб чертежа, определить для каждого вида его основные габарит ные размеры: для вида сверху — наиболь шие длину и ширину предмета, для вида спереди — наибольшие длину и высоту и т. д.;

полученные размеры перевести на вы бранный масштаб чертежа;

каждое изображение выразить в виде

прямоугольника по установленным в мас штабе габаритным размерам;

для определения формата чертежа по лученные размеры прямоугольников рас положить с возможной равномерной плот ностью и с учетом необходимых мест для выносных и размерных линий и поясняющих надписей;

после схематической компоновки черте жа приступают к детальному изображе нию видов предмета внутри этих прямоугольников.

На главную